+7 (926) 827 3222
30 авг 2024

Что такое Scrum

Для кого:
  • Руководители проектов
Знания и навыки:
  • Управление проектами
  • Методы и инструменты
Время на чтение:
  • 5 минут

Scrum — это гибкий фреймворк для управления проектами, который относится к Agile-методологиям. Он используется для эффективной адаптации команды к изменениям и достижения целей итеративно. Акцент делается на командной работе, разделении ролей и постоянном улучшении процесса.

Методология Scrum разбивает работу над проектом на короткие циклы, называемые спринтами, которые длятся от одной до четырех недель. Каждый спринт начинается с планирования и заканчивается обсуждением результатов. В течение спринта участники сосредотачиваются на задачах, чтобы создать ценную и работающую часть продукта. Такой подход позволяет быстро получать обратную связь и оперативно вносить изменения.

Главная цель методологии — создать готовую часть продукта после каждой итерации. Если после каждого спринта команда получает работающий и полезный для клиента результат, значит, процесс организован правильно.

Основные принципы Scrum

Рассмотрим принципы, которыми руководствуется методология Scrum:

  • Контроль: осуществляется за счет регулярной оценки достижений участников проекта, что делает процесс распределения задач и личной ответственности за исполнение более прозрачным.
  • Самоорганизация: каждый участник несет ответственность за решение задач. Это означает, что команда самостоятельно распределяет обязанности и решает, как лучше достичь целей. 
  • Совместная работа: взаимодействие между членами команды — один из ключевых факторов успеха Scrum. Участники должны сотрудничать как во время спринта, так и после его завершения, чтобы работа шла быстрее и эффективнее.
  • Расстановка приоритетов: внимание уделяется работе над задачами, которые приносят наибольшую ценность для бизнеса. Владелец продукта (Product Owner) определяет приоритеты в бэклоге и следит за тем, чтобы фокус оставался на самых важных задачах в каждом спринте.
  • Ограничение по времени: планирование, спринты, ежедневные стендапы и ретроспективы ограничены временными рамками. Это позволяет команде сосредоточиться на установленных сроках и эффективном распределении ресурсов.
  • Итеративная разработка: продукт создается и совершенствуется поэтапно. На каждом этапе выпускается работоспособная версия продукта, которую можно улучшать в последующих спринтах на основе полученной обратной связи. Это позволяет быстро адаптироваться к изменениям и постоянно улучшать качество конечного продукта.

 

Как работает scrum

Методология Scrum делит процесс работы на последовательные временные интервалы, называемые спринтами. В каждом спринте выполняется ряд задач: анализ, реализация, тестирование, обсуждение с заказчиком и коррекция работ.

Для эффективного применения Scrum важно понимать его структуру, которая состоит из правил, ролей, событий и артефактов. Главным правилом является принцип «3-5-3», который означает наличие трех ролей, пяти событий и трех артефактов. Если какой-либо из них отсутствует, методологию нельзя считать полноценным Scrum

Роли scrum

Владелец продукта (Product Owner)это единственный человек, ответственный за успешную реализацию продукта. Он принимает решения о приоритетах задач и результатах, направляя команду.

Основные обязанности:

  • управление бэклогом продукта: формирует и приоритизирует задачи, составляющие бэклог, исходя из потребностей пользователей и бизнеса;
  • взаимодействие с заинтересованными сторонами: работает с клиентами, пользователями и другими заинтересованными лицами, чтобы собрать требования и обеспечить их реализацию командой;
  • определение направления работы: устанавливает четкие цели для команды разработчиков и следит за их выполнением, обеспечивая создание максимальной ценности.

 

Scrum-мастер (Scrum Master) занимается выстраиванием эффективного рабочего процесса, помогая команде реализовывать задачи с максимальной продуктивностью и минимальными препятствиями. Он объединяет все элементы процесса, чтобы Scrumкоманда достигала своих целей.

Основные обязанности:

  • обеспечение соблюдения Scrumпроцесса: гарантирует, что каждый участник работает в соответствии с принципами и правилами Scrum, организует все необходимые мероприятия (ежедневные встречи, планирование, ретроспективы);
  • поддержка самоорганизации команды: помогает команде разработчиков становиться более самоорганизованной и эффективной, помогает устранять препятствия на пути решения задач;
  • роль наставника и фасилитатора: Scrumмастер не является руководителем команды, но выступает в роли наставника, обучая команду эффективным методам работы в Scrum.

 

Команда разработчиков (Developers)это группа специалистов с различными навыками, которые совместно работают над созданием продукта. Они действуют как единое целое, дополняя друг друга и обеспечивая высокий уровень производительности и кросс-функциональности.

Основные обязанности:

  • разработка и поставка продукта: специалисты реализуют задачи, определенные в бэклоге, и несут ответственность за результат работы;
  • совместная работа и самоорганизация: специалисты самостоятельно планируют свою работу в спринтах, взаимодействуют с владельцем продукта и Scrum-мастером для достижения целей;
  • постоянное улучшение: специалисты регулярно оценивают свои результаты, выявляют проблемы и улучшают процессы, чтобы повышать качество продукта.

События scrum

Методология Scrum включает пять ключевых событий, которые помогают команде эффективно управлять проектом и достигать поставленных целей:

  • Планирование: в начале каждого спринта команда собирается, чтобы выбрать приоритетные элементы из бэклога и установить цели спринта. Это помогает сконцентрироваться на конкретных задачах и четко понимать, что должно быть достигнуто за фиксированный период.
  • Анализ: в процессе анализа задачи детализируются для того, чтобы понять, как их выполнять. Также обсуждаются возможные риски, уточняются требования, ресурсы и устанавливаются критерии готовности. Это событие позволяет минимизировать неопределенность и подготовиться к решению задач.
  • Выполнение: на этом этапе команда работает над запланированным спринтом. Каждый участник знает свою роль и обязанности, что помогает эффективно двигаться к общей цели. Задачи не должны меняться до завершения спринта, что позволяет команде сосредоточиться на их реализации.
  • Тестирование: перед завершением спринта проводится тестирование, чтобы убедиться, что задачи выполнены качественно. На этом этапе выявляются и исправляются ошибки до релиза, гарантируя, что продукт будет работать так, как ожидается.
  • Релиз: в конце спринта команда представляет результаты своей работы. Если задачи выполнены, а результаты протестированы  успешно, продукт или его часть может быть выпущена в эксплуатацию. Релиз — это момент, когда результаты работы становятся доступными пользователям, что позволяет оценить успехи и внести необходимые улучшения в следующий спринт.

Артефакты scrum

Артефакты в методологии scrumэто ключевая информация, с помощью которой команда подробно описывает работу, которую необходимо сделать для завершения спринта и проанализировать его качество. 

Основные артефакты:

Бэклог продукта — инструмент управления разработкой продукта. Бэклог состоит из задач, идей и требований, которые ранее входили в активный спринт, но были исключены из числа приоритетных. Бэклог обновляется и составляется менеджером проекта или ответственным за продукт

Бэклог спринта — часть бэклога продукта, состоящая из задач, которые были отобраны для выполнения за спринт. Бэклог спринта формируется командой по разработке во время планирования спринта и обновляется, когда небольшие задачи распределяются между членами команды. Если команда не успевает выполнить все задачи за время спринта, оставшиеся задачи переносятся в бэклог следующего спринта

Хотя бэклог спринта может меняться в процессе работы, его основная цель — обеспечить выполнение поставленных задач и достижение результата. 

Инкремент продуктаэто результат работы команды, достигнутый за один спринт и готовый к поставке клиенту. Он включает в себя не только результаты текущего спринта, но и все инкременты, созданные в предыдущих спринтах. В Scrum каждый спринт завершается созданием одного инкремента, который определяется на этапе планирования. Инкремент существует независимо от того, будет ли он выпущен для клиента. Он играет важнейшую роль в процессе разработки продукта, поддерживая процессы непрерывной интеграции и доставки, а также обеспечивает возможность отката к более поздней версий при необходимости.

Во время анализа спринта инкремент оценивается и принимается или отклоняется в зависимости от того, соответствует ли он критериям готовности и удовлетворяет ли ожиданиям заинтересованных сторон.

 

Чем Scrum отличается от Kanban

Канбан система — это гибкая методология управления рабочими процессами, которая помогает улучшить организацию задач и повысить прозрачность работы как отдельных сотрудников, так и команды в целом. Scrum и Kanban — два подхода в методологии Agile, но они имеют несколько ключевых различий:

Структура и гибкость. Scrum — это четко структурированный метод с заранее определенными этапами и фиксированными спринтами. В Kanban основной акцент делается на гибкость и равномерное распределение работы с целью избежания перегрузки или простоя сотрудников.

Рабочие циклы. В Scrum работа организована по спринтам — коротким, обычно двухнедельным, периодам с конкретными задачами. В Kanban задачи добавляются и выполняются непрерывно, без привязки к определенным периодам.

Подход к задачам. В Scrum команда работает над набором задач в течение спринта и завершает их к его окончанию. В Kanban задачи постоянно поступают в работу.

Управление процессом. Scrum использует спринты для оценки и улучшения процесса, с обязательными встречами, такими как планирование спринтов, стендапы и ретроспективы. В Kanban для визуализации работы и отслеживания процесса используются канбан-доски, а обязательных встреч нет, хотя ретроспективы иногда проводятся.

Цель. В Scrum цель — завершить заранее определенный набор задач за фиксированный период, создавая к концу спринта рабочую часть продукта. В Kanban акцент на поддержании непрерывного потока задач, чтобы у всех членов команды было равномерное количество работы.

Роли в команде. В Scrum роли четко распределены — каждый член команды имеет свои обязанности. В Kanban роли не фиксированы, и команда может гибко распределять задачи между участниками.

Выбор метода. Kanban лучше подходит для проектов с непредсказуемыми задачами, которые требуют немедленного выполнения. Методология Scrum эффективна в проектах, где важно следовать структуре и периодически создавать работающие элементы продукта, что часто актуально для разработки ПО или стартапов.

Преимущества и недостатки Scrum

  • Быстрое создание продуктов: помогает команде быстро разрабатывать и выпускать новые продукты благодаря четко организованным спринтам и итеративному подходу.
  • Улучшенная координация: объединяет сотрудников из разных подразделений, что усиливает взаимодействие и координацию в команде, повышая общую эффективность работы.
  • Гибкость: благодаря итеративному подходу Scrum позволяет адаптироваться к изменениям и корректировать задачи в ходе проекта, что делает процесс более гибким.
  • Четкость целей: команда получает задачи из бэклога, что обеспечивает лучшее понимание работы и целей каждого участника.
  • Единое понимание результата: в Scrum существует общее представление о том, что значит «Выполнено», что упрощает контроль качества и гарантирует, что все участники команды понимают, когда задача завершена.
  • Поддержка компаний без четких алгоритмов: Scrum отлично подходит для компаний, где еще не выстроены процессы достижения целей, предоставляя им структурированный фреймворк для работы.
  • Постоянная обратная связь: руководство и заказчик может активно взаимодействовать с командой, отслеживая прогресс и давая обратную связь, что помогает оперативно корректировать работу и двигаться к цели.
  • Фокус на главном: регулярные стендапы помогают команде сосредоточиться на приоритетных задачах, не отвлекаясь на второстепенные моменты.

К недостатка scrum можно отнести:

  • Финансовая нестабильность: внедрение Scrum может оказаться финансово рискованным, особенно если разработка затягивается или успех не оправдывает ожидания.
  • Ограничения для крупных и сложных проектов: не всегда подходит для крупных проектов с высокой степенью сложности, где требуется детальное планирование и долгосрочное видение.
  • Риск разрастания объема работ: при увеличении объема работ и затягивании сроков Scrum может терять эффективность, так как лучше всего он работает в условиях, где нужны быстрые изменения и адаптация.

Подписывайтесь на наш телеграм канал о современных методах и инструментах в области управления проектами и изменениями.

Авторы статьи:
Андрей Малахов
Прокомментировать статью
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Прокомментировать статью
Текст сообщения
Имя, Отчество, Фамилия
Email

Комментарий успешно отправлен

Произошла ошибка при отправке. Попробуйте еще раз

Подписаться на рассылку
Высылаем анонсы статей и полезные материалы

Нажимая на кнопку "Подписаться", вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Смотрите также:
30 Авг 2024
Инициация в жизненном цикле проекта
Рассказываем, что такое инициация проекта. В данной статье мы рассмотрим цели и задачи фазы инициации проекта, этапы инициации, результаты и возможные ошибки процесса.
30 Авг 2024
Что такое Kanban
Канбан система — это гибкая методология управления рабочими процессами, которая помогает улучшить организацию задач и повысить прозрачность работы как отдельных сотрудников, так и команды в целом. Как использовать канбан, читайте в этой статье.
30 Авг 2024
Кто есть кто: роли и обязанности в Scrum
В этой статье мы рассмотрим, что такое Scrum-команда, как она работает, какие у нее особенности, а также поможем выбрать роли в скрам команде.
Наверх
Здравствуйте! Если возникли вопросы, мы на связи.
Скопировано в буфер обмена