Кто есть кто: роли и обязанности в Scrum
- Руководители проектов
- Управление проектами
- Методы и инструменты
- 5 минут
Мир стремительно меняется, и вместе с ним меняются и требования к управлению проектами. Традиционные методы, ориентированные на долгосрочное планирование и контроль, часто оказываются неэффективными в условиях неопределенности и быстро меняющихся условий. Именно здесь на помощь приходит Scrum — гибкая методология, которая позволяет командам эффективно адаптироваться к изменениям и поставлять ценность клиентам максимально быстро.
В рамках Agile-методологии Scrum, основанный на принципах самоорганизации и итеративного развития, предлагает альтернативу традиционным методам управления проектами. Фреймворк фокусируется на создании ценности, постоянном улучшении и тесном взаимодействии с клиентом.
В этой статье мы рассмотрим, что такое Scrum-команда, как она работает, какие у нее особенности, а также поможем выбрать роли в скрам команде.
Что такое Scrum команда
Команда Scrum представляет собой специализированную группу, реализующую проекты с помощью методологии Scrum. В её составе профессионалы с различными навыками совместно трудятся над разработкой отдельной части продукта. Их задача — завершить работу и предоставить ценное решение в рамках короткого периода, называемого спринтом.
Такую команду отличает способность самостоятельно выбирать методы решения задач. Ее члены взаимодействуют как единое целое, имея возможность организовывать и планировать свою деятельность без строгого контроля.
Фреймворк Scrum позволяет членам Scrum-команды максимально фокусироваться на потребностях клиентов на протяжении всего периода работы над проектом за счет принципа постоянного улучшения, развития по итеративным циклам и регулярных встреч или Scrum meetings.
В Scrum отсутствуют строгие стандарты для долгосрочного планирования, которые характерны для традиционных методов работы над проектом (фиксированные роли, долгосрочные прогнозы по срокам и бюджету и т.д.) . Вместо этого фреймворк акцентирует внимание на решении задач в краткосрочной перспективе.
Особенности Scrum—команды:
- Кросс-функциональность: команда должна включать в себя профессионалов, обладающих различными навыками, знаниями и опытом, позволяющие ей решать широкий спектр задач без привлечения внешних ресурсов. Такая команда состоит из специалистов разных профилей: разработчики, тестировщики, дизайнеры и другие специалисты.
- Самоорганизация: члены команды самостоятельно решают, как выполнять свою работу, распределяют задачи и принимают решения в процессе разработки. Это способствует формированию чувства ответственности и вовлеченности.
- Краткосрочные итерации (спринты): работа по скрам делится на спринты — период времени (обычно 2-4 недели), в течение которого команда планирует, разрабатывает и демонстрирует завершенную часть продукта.
- Адаптивность и гибкость: scrum—команда должна уметь быстро адаптироваться к новым требованиям и внесенным исправлениям на основе полученной обратной связи.
- Фокус на ценности: важно сосредоточиться на создании значимой ценности для заказчиков, что предполагает регулярный пересмотр приоритетов и целей.
- Наглядность и визуализация: применение инструментов визуализации (например, kanban-досок) для отображения статуса задач и хода работы команды.
Роли и обязанности в Scrum команде
По методике Scrum создается команда, которая обычно состоит из семи участников. Уникальная черта организации взаимодействия заключается в том, что на различных этапах выполнения проекта они могут успешно обмениваться ролями и взаимозаменять друг друга. Это позволяет поддерживать интерес каждого члена группы к совместной работе.
Команда Scrum включает три ключевые роли scrum: команда разработчиков, владелец продукта и скрам—мастер.
Владелец продукта — это лицо, ответственное за управление продуктовым бэклогом (Product Backlog) и определение приоритетов в разработке. Эта роль критически важна, так как именно владелец продукта представляет интересы конечных пользователей и стейкхолдеров, формируя четкое видение продукта.
Основные задачи владельца продукта:
- Определение и формулирование требований к продукту.
- Приоритезация задач в бэклоге (backlog) с учетом бизнес-ценности и обратной связи от пользователей.
- Обеспечение ясности требований для разработчиков.
- Участие в планировании спринтов и демонстрациях готового продукта.
Скрам-мастер — это координатор процесса Scrum, который помогает команде следовать принципам Scrum. Основная задача скрам—мастера заключается в устранении препятствий, стоящих на пути команды, и в оптимизации ее работы.
Скрам—мастер отвечает за:
- Обучение команды методологии Scrum и оказание поддержки в ее практическом применении.
- Помощь в устранении препятствий и проблем, мешающих команде достигать своих целей.
- Упрощение взаимодействия с внешними стейкхолдерами.
- Стимулирование сплоченности и культуры открытости, безопасности и доверия.
Скрам—мастер не является традиционным руководителем — его задача заключается в поддержке и развитии команды, а не в контроле ее работы.
Команда разработчиков — это группа профессионалов, непосредственно занимающихся созданием продукта. В фреймворке Scrum разработчики являются самоорганизующейся и многопрофильной командой, что означает, что каждый участник может вносить свой вклад в различные аспекты разработки, включая проектирование, кодирование, тестирование и интеграцию.
Ключевые обязанности разработчиков:
- Организация совместной работы для достижения общих целей.
- Планирование спринтов, определение объема работы, который они могут выполнить за спринт, оценка задач.
- Оценка трудоемкости и сложности задач для определения того, сколько работы они смогут выполнить за спринт.
- Участие в ретроспективах для улучшения процессов и взаимодействия.
Дополнительно команда Scrum может включать экспертов по определённым технологиям или менеджеров продуктов, но эти роли scrum не являются основными.
Как работает scrum команда?
После определения ролей в scrum—команде владелец продукта формирует бэклог. Затем разрабатывается дорожная карта проекта, и начинается работа над продуктом.
В scrum используется четко установленный временной интервал, называемый спринтом.
Итак, рассмотрим основные этапы разработки, характерные для Scrum.
Формирование бэклога продукта. На начальном этапе создается бэклог продукта, представляющий собой список всех задач и требований к продукту, необходимых для реализации проекта. Владелец продукта отвечает за сбор информации о проекте, упорядочивает задачи по их важности и формирует техническое задание в соответствии с требованиями заказчика. После создания бэклога продукта команда может перейти к следующему шагу — планированию спринта.
Планирование спринта и создание бэклога спринта. Бэклог спринта — это выделенный сегмент бэклога продукта, содержащий задачи, запланированные для конкретного спринта, а также цели, которые команда стремится достичь.
На этапе планирования определяется объем работы, а также методы его реализации. Этот этап курирует скрам—мастер. Во время планирования устанавливается продолжительность спринта. Короткие спринты позволяют чаще выпускать рабочие версии продукта, что помогает получать регулярную обратную связь от клиента и своевременно выявлять возможные проблемы. С другой стороны, более длительные спринты дают возможность глубже проработать сложные задачи. Важно, чтобы владелец продукта и скрам—команда активно взаимодействовали, так как владелец определяет приоритеты задач, а команда оценивает трудозатраты. Во время планирования из бэклога продукта отбираются наиболее приоритетные пользовательские истории (информация, которая помогает увидеть функции конечного продукта глазами потребителя), после чего решается, каким образом будут выполняться задачи.
Работа над спринтом и Scrum meetings. После отбора актуальных пользовательских историй начинается стадия разработки. Особенностью подхода Scrum являются ежедневные совещания (Scrum meetings), которые позволяют команде получать полную и актуальную информацию о ходе разработки. На этих встречах каждый участник рассказывает о выполненных задачах, о тех, над которыми работает, и о возникающих сложностях.
Получение результата или инкремента. По завершении каждого спринта подводятся предварительные итоги. На этом этапе обсуждается, достигла ли команда поставленную цель, насколько эффективен полученный результат и стоит ли его демонстрировать заказчику, или же требуется доработка. Скрам—мастер не только следит за процессом, но и помогает команде повышать эффективность, решая рабочие проблемы.
Как выбрать роль в scrum-команде?
Выбор роли в Scrum-команде зависит от ваших навыков, интересов и целей, а также от потребностей организации. Если вы задаетесь вопросом, какую роль вам занять, обратите внимание на то, что вам ближе:
Роль разработчика подойдет, если Вы:
- Имеете технические навыки, такие как программирование, тестирование или дизайн.
- Наслаждаетесь процессом создания продуктов и решением технических задач.
- Предпочитаете работать над конкретными задачами и видеть результаты своего труда непосредственно в продукте.
- Хорошо работаете в коллективе и умеете эффективно взаимодействовать с другими разработчиками.
Вам будет уместна роль владельца продукта (Product Owner), если Вы:
- Обладаете сильными аналитическими навыками и можете оценивать потребности пользователей и рынка.
- Интересуетесь стратегическим планированием и хотите влиять на конечный продукт.
- Умеете общаться с различными заинтересованными сторонами и способны объяснять технические детали не техническому персоналу.
- Готовы принимать решения и нести ответственность за соответствие конечного продукта ожиданиям заказчика.
Рассмотрите вариант стать Скрам-мастером (Scrum Master), если Вы:
- Имеете опыт в управлении проектами.
- Умеете выстраивать обсуждения и разрешать конфликты в коллективе.
- Интересуетесь процессами и улучшением эффективности команды через адаптацию методов, практик и инструментов Agile.
- Понимаете принципы и ценности скрам.
Имейте в виду, что Scrum—методология не является решением, которое моментально преобразит неэффективную команду в высококвалифицированных специалистов и обеспечит достижение желаемых результатов в короткие сроки с минимальными затратами. Этот подход принесёт пользу проекту только в том случае, если команда уже хорошо взаимодействует и между членами налажены необходимые коммуникации. В таких условиях внедрение Scrum может значительно улучшить эффективность работы процесса.
Подписывайтесь на наш телеграм канал о современных методах и инструментах в области управления проектами и изменениями.