Сравнение методов гибридного управления проектами. DSDM, PRINCE2 Agile, P3.Express
- Владельцы бизнеса
- Руководители проектного офиса
- Руководители проектов
- Методология управления проектами
- Гибридные методы управления
- Управление проектами
- 14 минут
Сегодня в нашем обзоре мы сравним три фреймворка, которые я отношу к гибридным методам управления проектами – DSDM, PRINCE2 Agile и P3.Express. Не все из них широко известны, но надеюсь, что тем, кому интересны гибридные методы управления проектами, понравится.
Что такое гибридные методы управления проектами? К ним я отношу методы, в которых органично соединены элементы классического проектного управления (последовательный жизненный цикл, планирование, иерархическая структура управления) и Agile подходов (итерационная работа над продуктом, работа с бэклогом, демо, ретроспективы, канбан-доски, плоская структура управления и т.д.). Важно, что каждый из них это не просто россыпь практик, а целостная завершенная система.
Для начала давайте кратко познакомимся с каждым из методов.
DSDM — это фреймворк по управлению проектами, изначально предназначенный для разработки программного обеспечения. В процессе своего развития структура DSDM была пересмотрена, и он стал универсальным подходом к управлению проектами и разработке бизнес-решений. Впервые был выпущен в 1994 году после образования DSDM Consortium (c 2016 года — Agile Business Consortium), британской организации, созданной группой экспертов в области разработки программного обеспечения для объединения их передового опыта. Странно, что, несмотря на участие основателей фреймворка в разработке Agile Манифеста, сам метод не приобрел широкой популярности за рамками Великобритании, сравнимой со SCRUM или Kanban. Возможно, это связано со сложностью фреймворка (описание составляет более 200 страниц А4).
PRINCE2 Agile — это расширение оригинального метода управления проектами PRINCE2, позволяющее развертывать данный метод вместе с Agile фреймворками. Такое объединение приводит к тому, что гибкие подходы становятся более управляемыми с помощью методов классического управления проектами. В частности, это происходит за счет использования конкретных механизмов принятия решений и управления рисками. PRINCE2 Agile разработан той же компанией, которая создала PRINCE2 — AXELOS. Впервые опубликован данный стандарт в июне 2015 года. На данный момент актуальной является третья редакция, которая отражает изменения, внесенные в издания «Управление успешными проектами по PRINCE2®» 2017 года и «Руководство успешными проектами с помощью PRINCE2®» 2018 года. За счет этих изменений AXELOS устранил некоторые недочеты в Agile-составляющей метода более ранних версий. Я лично рекомендую знакомиться со стандартом после освоения PRINCE2. К сожалению, это является серьезным барьером для тех, кто хочет начать использовать этот метод. Приобрести данный стандарт можно по ссылке.
P3.Express – самый свежий из представленных методов. Это бесплатный, упрощенный фреймворк по управлению проектами, основанный на Руководстве PMBOK®, PRINCE2®, DSDM® и XP, который, по словам разработчиков, нацелен на то, чтобы его можно было изучить и начать использовать в своих проектах в самые короткие сроки. Он позиционируется как простой способ эффективно управлять людьми, продуктами и проектами. При этом в описании говорится, что этот метод – не замена Руководству PMBOK и PRINCE2, а упрощенный подход для небольших и простых проектов, и указанные фундаментальные стандарты помогут в использовании P3.Express. Авторами фреймворка являются европейские эксперты с более чем 15-летним опытом в управлении проектами Надер Кей Рад (Nader K Rad) и Фрэнк Тёрли (Frank Turley). Формирование метода произошло в 2017 – 2018 годах. Подробнее с ним можно ознакомиться на русскоязычной версии сайта P3.Express.
Теперь перейдем к непосредственному сравнению методов.
Принципы
При сравнении принципов начнем с PRINCE2 Agile. Принципы в данном методе присутствуют сразу в нескольких формах:
- целях, которые достигаются помощью предложенного метода (например, «Реализация в нужные сроки и соответствие дедлайнам дают много важных преимуществ»);
- отдельных принципах PRINCE2 (например, «Определенные роли и обязанности», «Управление по стадиям»);
- отдельных принципах Agile (например, принципы самоорганизации и прозрачности).
Фактически PRINCE2 Agile транслирует свои принципы двумя способами:
1) использует те принципы, которые ранее уже использовались в других методах;
2) создает свои на основе совмещения элементов Agile и классического проектного управления.
Этим он существенно отличается от DSDM и P3.Express. В DSDM используются полностью собственные принципы. Они хоть и перекликаются с классическими (PRINCE2) и Agile, но главный фокус их внимания — конкретные аспекты проектной деятельности
- пример: качество – «Никогда не ставьте под угрозу качество», коммуникации – «Общайтесь непрерывно и честно»
В P3.Express принципов в классическом понимании этого слова нет – присутствуют общие направляющие, которые скорее описывают, как сформирован данный метод и где его истоки. В целом, по нашему мнению, он не претендует на создание своей идеологии, скорее он позиционируется как набор инструментов (toolbox).
Роли, функциональные профили и уровни управления
Разберем распределение ролей в проектной команде.
Наиболее подробный подход к описанию ролевой структуры предложен в DSDM. Основные 13 ролей (список кажется избыточным) имеют две основные характеристики:
1) принадлежность к определенной категории (проектная роль, роль на уровне команды, поддерживающая роль)
2) функциональная принадлежность (техническая, управленческая, процессная, бизнес-роль, сочетание функций).
Благодаря такому описанию, а также указанию на взаимосвязи между разными категориями и функциями формируется подробная картина взаимодействия участников проекта. Также DSDM дает еще и дополнительное описание ролей, необходимых для проведения воркшопов (событий).
PRINCE2 Agile при описании ролей отказывается от выстраивания жесткой структуры и ориентируется на гибкие подходы. Это проявляется в:
- приоритетном использовании ролей скрам-мастера и владельца продукта,
- меньшей важности ролей проектного менеджера и бизнес-аналитика,
- наличии трех вариантов того, как можно управлять командой разработки (Dev Team – прим.пер.):
- оставить изначальные роли;
- оставить изначальные роли и установить контакт команды с менеджером проекта;
- создать роль менеджера команды,
- рекомендательном характере описания состава команды разработки.
В P3.Express предлагают следующую последовательность шагов при формирования команды:
- спонсор и проектный менеджер (далее – ПМ) определяются в первую очередь
- после этого можно формировать остальную команду.
В целом же проектная вертикаль управления выглядит так:
- спонсор
- проектный менеджер
- руководитель команды,
- остальные дополняющие роли
Конкретные роли участников проектной команды не описываются.
Также стоит отметить возможность назначения двух опциональных проектных менеджеров в случае роста масштаба проекта: ПМ со стороны клиента и ПМ со стороны поставщика. При таком расширении вышеописанная проектная вертикаль управления сохраняется.
Жизненные циклы
А теперь рассмотрим жизненный цикл реализации проекта. Наиболее детальное описание жизненного цикла представлено в DSDM. Его отличительными чертами являются:
- большое внимание к действиям в начале и конце проекта (по три этапа жизненного цикла проекта приходится на инициацию и закрытие, а на реализацию – только два)
- наличие только одного этапа, где выделяются конкретные подэтапы – это «Этап развертывания бизнес-решения» (Deployment – прим. перев.), который разделен на подэтапы сборки всех элементов бизнес-решения (Assemble), финального одобрения (Review) и релиза (Deploy).
Жизненный цикл в PRINCE2 Agile похож на классический PRINCE2, при этом каждый этап описывается подробно в части практик, а также включает в себя элементы Agile подходов
- пример: на этапе «Управление разработкой продукта» описывается возможное использование Scrum.
Стадии жизненного цикла проекта в P3.Express наиболее просты. Какие этапы жизненного цикла проекта можно выделить в данном фреймворке? Он описывается очень детализированно на уровне действий, и этапы жизненного цикла фактически здесь имеют только название – служат они для группировки действий, а далее для понимания сути нужно уже вникать в суть самих действий.
Аспекты управления
Аспект управления проектами — ключевой параметр конкретного проекта, требующий планирования и контроля и используемый при принятии ключевых решений, необходимых для успешной реализации проекта, например, сроки, затраты, риски и т.д.
Наиболее емкое описание аспектов управления проектами дает PRINCE2 Agile. Здесь четко выделяется шесть основных аспектов управления проектами: время, стоимость, объем, качество, выгоды, риск, каждый из которых далее в той или иной мере описывается на каждом этапе жизненного цикла. Важно также то, что присутствует описание, какие аспекты являются статичными (Fix – прим. перев.), а какие – динамичными (Flex – прим.перев.) К первоочередным шести аспектам управления проектами также добавляется элемент изменения – управлять им необходимо для учета Agile-специфики (управление запросами на изменения присутствует также в P3.Express).
Другие два фреймворка описывают аспекты управления проектами менее подробно. Они сосредотачиваются на описании сути процессов, и в ходе этого описания затрагивают разные аспекты управления проектом.
- Например, в случае с P3.Express это происходит непосредственно в описании конкретных действий.
Другие важные особенности фреймворков заключаются в следующем:
- DSDM и P3.Express делают акцент на управление людьми и коммуникациями в ходе работы над проектом.
- В PRINCE2 Agile и P3.Express больше, чем в DSDM, уделяется внимания рискам (особенно в P3.X, где есть не только само управление рисками, но и управление вопросами и отклонениями)
Описание действий
Что касается полноты описания действий, то стоит отметить PRINCE2 Agile – каждая из фаз управления сопровождается конкретными действиями, которые описаны подробно и четко. При этом детализация варьируется в зависимости от фазы жизненного цикла.
- Например, на этапах, затрагивающих большое количество процессов, действий много, а, например, на фазе «Сопровождение проекта» — всего одно емкое: «управляй по отклонениям».
В DSDM в ходе описания этапов жизненного цикла конкретные действия не описываются. Исключением является уже упомянутый ранее «Этап развертывания бизнес-решения», который разделен на три блока последовательных действий в ходе подэтапов сборки всех элементов бизнес-решения, финального одобрения и релиза.
Также подробно описаны необходимые действия для осуществления планирования и контроля, а также конкретных практик, которые могут быть использованы в ходе реализации проекта (воркшопы, итеративное развитие продукта, практика «тайм-боксов», приоритизация MoSCoW). Впрочем, все это официально не входит в описание жизненного цикла проекта в DSDM.
Для P3.Express же действия – это главная составляющая фреймворка. На наш взгляд, 24 из 37 шагов по реализации проекта можно назвать именно действиями, например, «определить руководителя проекта», «подготовить резюме проекта», другие же – что-то среднее между указанием на точки принятия решений («Да/Нет») и применяемые практики («Сфокусированная коммуникация»). Они сгруппированы в этапы жизненного цикла, и степень их детальности зависит от этапа (как в PRINCE2 Agile). Такой подход может быть связан с желанием авторов фреймворка не перегружать пользователей теорией и предоставить им четкий последовательный практический алгоритм осуществления проекта.
Документы, продукты, артефакты
Подробное описание документов, схожих с ними по смыслу артефактов и продуктов дается в PRINCE2 Agile. В ходе реализации проекта по этому методу используются:
- классические проектные документы (например, бизнес-кейс или листы требований);
- Agile-артефакты (например, Agile-контракты или артефакты Scrum);
- Также подробно описаны документы, которые рекомендовано использовать в управлении проектом для полноценного включения Agile в метод PRINCE
Документов в DSDM тоже достаточно, и они отличаются тем, что кроме уже упомянутых классических присутствуют специализированные, которые создаются под:
- конкретные фазы реализации проекта этого фреймворка (например, резюме по «основам проекта»),
- используемые практики (в частности, в практике «тайм-бокс»).
В P3.Express документов меньше, и они все являются частью единого рабочего пространства (project management information system – прим.перев.) проекта и могут использоваться на разных стадиях проекта. Такое объединение сохраняется на всем протяжении проекта и проявляется в том, что работы по документированию проекта (например, обновление или архивирование) требуют действий в отношении всего рабочего пространства проекта.
Отдельно стоит отметить, что есть только один продукт, который присутствует в чистом виде во всех фреймворках – это бизнес-кейс.
События
Под событием мы подразумеваем структурированную встречу или совещание с определенной повесткой и заданной регулярностью.
По объему описания события в гибридных фреймворках занимает не слишком много места, но вместе с тем подчеркивается их важная роль.
- Наиболее часто встречающееся событие – это воркшопы (присутствуют в DSDM и PRINCE2 Agile).
- DSDM также описывает встречи, необходимые для процессов управления людьми и коммуникациями и ретроспективы перед началом использования бизнес-решения, а также события для реализации практики «тайм-боксов».
- В PRINCE2 Agile также присутствуют ретроспективы и другие события из Agile, а именно события Scrum (здесь данный фреймворк подтверждает свою роль интегратора).
- В P3.Express в качестве событий выступают кик-оффы (проектные, цикловые, недельные). Кроме них к событиям еще можно отнести так называемое «празднование и «анонс закрытия», которое происходит в конце проекта.
Практики
Все три метода применяют разный подход к описанию используемых в ходе проекта практик, т.е. конкретных способов и технологий, которые применяются для выполнения требуемых действий
В DSDM подробно описаны четыре практики:
- итеративное развитие продукта – практика, в ходе которой за счет работы по итерациям бизнес-решение проходит путь от верхнеуровневого концепта до конкретного решения с определенной ценностью для бизнеса
- практика «тайм-боксов» — разделение работы на фиксированные отрезки времени («боксы»), в конце которых должен быть виден и просчитан прогресс по проекту
- моделирование – позволяет с помощью использования моделей осуществления проекта проверять, насколько разрабатываемое решение соответствует требованиям, улучшать коммуникации и задавать «правильные» вопросы при реализации проекта
- приоритизация MoSCoW – установление наиболее важных для проекта требований (хотя также можно использовать данную практику для выставления приоритетов по задачам, продуктам, критериям и пр.)
Описание практик дается вне рамок жизненного цикла проекта, то есть подразумевается, что эти частные методы могут быть использованы на разных этапах реализации проекта.
В PRINCE2 Agile все наоборот: практик описано очень много, но при этом они указаны внутри описания этапов жизненного цикла проекта. Это позволяет четко понять прикладной смысл их использования. Данный фреймворк собирает в себе потенциально пригодные для использования практики разных методов: тут и Канбан, и Lean, и Cynefin. При этом есть только одна практика, присутствующая и в DSDM, и в PRINCE2 Agile – приоритизация MoSCoW.
В P3.Express такой подход:
- есть шаги, которые называются так же, как практики и описывают конкретные способы выполнения определенных действий (например, разные виды аудитов и сфокусированная коммуникация)
- есть шаги, описывающие процессы, для осуществления которых рекомендуется использование той или иной практики (например, при описании создания плана улучшений предлагается использовать фасилитационные практики).
Такой подход подтверждает более «прикладное» предназначение данного фреймворка.
Выводы
Получившаяся картина по трем методам гибридного управления проектами довольно любопытна.
На наш взгляд, наибольший охват у PRINCE2 Agile.
- Он показывает себя интегратором методов, так как в нем часто упоминается, что взято из PRINCE2, а что из Agile-методик (при этом есть и новизна).
- Данный фреймворк сохраняет оптимальный баланс между определением четких параметров проектной деятельности (например, в том, что касается управления различными аспектами проекта – сроки, риски, содержание и т.д.) и свободой действий (например, в том, что касается ролевой структуры).
- Большим плюсом является то, что PRINCE2 Agile конкретно и подробно описывает необходимые действия на каждом этапе проекта и пригодные для использования практики.
DSDM старается быть более оригинальным.
- Он формирует собственные принципы проектной деятельности, не просто объединяя в одном документе классические и Agile-методы, а создавая нечто оригинальное.
- Данный фреймворк, как и PRINCE2 Agile, достаточно подробен и описывает все основные элементы проектной деятельности (так их называют в самом DSDM), однако здесь они описываются отдельно друг от друга и напрямую не объединяются жизненным циклом. В ходе описания все элементы стараются увязать между собой, однако такой подход может вызвать затруднения с пониманием общей картины по проекту.
- В DSDM особо стоит отметить описание организационно-ролевой структуры управления, которое благодаря связыванию каждой роли с определенной категорией или функцией позволяет четко понять полномочия и ответственность каждого участника проекта.
P3.Express сильно отличается от упомянутых выше фреймворков своей компактностью и гибкостью.
- Упор идет на то, чтобы сделать данный метод более гибким для применения. При этом внутри фреймворка встречаются некоторые элементы «классического» проектного управления (например, это касается документов «рабочего пространства проекта»).
- P3.Express привлекает своей простотой и «прикладной» направленностью, предоставляя конкретный набор шагов, необходимых для осуществления проекта. При этом не совсем понятно, насколько структура из 37 шагов является гибкой, можно ли ее видоизменять без ущерба для содержания метода и как она будет развиваться дальше.
- По сути P3.X это один из самых простых в понимании проектных фреймворков, которые мы знаем, даже проще SCRUM, однако обратной стороной является иллюзия, что выполнения шагов достаточно для успешной реализации любого проекта. Поэтому я бы предложил использовать данный фреймворк только для простых проектов с небольшими и достаточно зрелыми командами.