Разработка бюджета проекта и что важно учесть
Для разработки полного и реалистичного бюджета необходимо учитывать влияние стейкхолдеров, определить требования к продукту, провести оценку ресурсов и сроков работ, а также исследовать рынок.
Факторы, которые важно учитывать
Определение стейкхолдеров
К стейкхолдерам относятся заинтересованные лица, которые могут повлиять на проект: заказчики, сотрудники компании со стороны исполнителя, представители государственных органов, поставщики, подрядчики и т.д. Определение стейкхолдеров помогает не только выявить операционные и управленческие расходы, но и спрогнозировать непредвиденные траты: например, выделение статьи расходов на случай возникновения риска прекращения договора с поставщиком.
Определение требований к продукту
К этому процессу важно привлечь всех стейкхолдеров – часто это касается проектов, где требования невозможно изменить после начала реализации. Требования определяются в зависимости от продуктовых характеристик и функционала, необходимых для достижения целей, и могут существенно повлиять на итоговую цифру бюджета.
Оценка ресурсов
В зависимости от требований определяются ресурсы и их количество для реализации проекта. Это могут быть: разработчики, сервера, лицензии на ПО.
Исследование рынка
Это необходимо сделать, чтобы принять решения относительно человеческого ресурса (взять сотрудников компании, привлечь подрядчиков или нанять аутсорс) или условий тендера по закупке материалов. Благодаря проведенному исследованию можно заложить цену выше среднего, чтобы подстраховаться на случай возникновения риска.
Оценка сроков
Здесь привлекаются некоторые стейкхолдеры, которые имеют влияние на длительность проекта: команда и руководители. Все участники должны оценить сроки выполнения их части работы. Например, на дизайн сайта потребуется 7 рабочих дней, то есть 56 рабочих часов. На основе этих данных можно спрогнозировать и сроки, и стоимость работ.
Этапы разработки бюджета и управление
Разработка бюджета включает учет расходов и доходов, а также расчет финансовых показателей (прибыль или убыток). Процесс можно разбить на нижеприведенные этапы.
Анализ и оценка проекта. Здесь определяются цели, результаты и показатели эффективности проекта, а также проводится аналитика рисков, ресурсов, влияния стейкхолдеров и конкурентов. На основе этой информации формулируются требования к бюджету, а также определяются его ограничения.
Планирование. Разрабатывается финансовый план, который включает не только декомпозицию необходимых работ, расписание и последовательность трат, но также и возможные доходы, и источники финансирования, и конечная смета.
Согласование. Бюджет предоставляется на утверждение заказчику, чтобы получить обратную связь и рекомендации по оптимизации.
Мониторинг и контроль. На этом этапе сравниваются фактические затраты с планируемыми, выявляются отклонения и причины их возникновения, принимаются меры по устранению, перераспределяются средства при необходимости.
Итоговая оценка реализации бюджета. Готовится финальный отчет по реализации бюджета, который отражает все проектные траты и доходы, а также проводятся аудит и оценка сметы. На основе этого отчета делаются выводы о достижении целей и результатов проекта, а также формулируются сильные и слабые стороны бюджета.
Какие используются методы оценки бюджета проекта
Оценка бюджета выявляет слабые и сильные стороны проекта в области финансов, а также определяет степень достижения результатов. Ниже приведем распространенные методы оценки бюджета:
- сравнение с аналогами: оценивается конкурентоспособность и актуальность бюджета. Этот метод подходит для бюджетирования типовых проектов;
- параметрическое сравнение: сопоставляются стандарты успешных практик и требований в уже реализованных проектах той же отрасли с параметрами текущего проекта. Это помогает определить качество бюджета;
- анализ отдачи ивестиций (ROI): бюджет анализируется с точки зрения соотношения трат и дохода. Показывает рентабельность сметы;
- анализ гибкости бюджета: данная оценка выполняется с точки зрения влияния внешних или внутренних факторов и определяет гибкость и устойчивость бюджета.
Методы управления бюджетом проекта
Управление бюджетом – это процесс, включающий мониторинг и контроль финансовых потоков, сравнение фактических расходов с планируемыми, а также аналитику возникающих отклонений и принятие мер по их устранению.
Основные методы управления:
- Традиционный контроль бюджета, который заключается в сравнении плановых и фактических расходов;
- Метод освоенного объема – оценка текущего объема выполненных работ на основании осуществленных затрат и прогноз их дальнейшего выполнения.
Ниже рассмотрим популярные инструменты данных методов.