Что такое уровни управления
- Владельцы бизнеса
- Руководители проектного офиса
- Руководители проектов
- Управление
- Организационная структура
- 5 минут
Уровни управления в организации — это ступени иерархической структуры, которая обеспечивает порядок, а также распределение ответственности и полномочий между сотрудниками. Во главе структуры стоит тот, кто управляет компанией: генеральный или исполнительный директор, которому подчиняются управленцы нижестоящего уровня. Менеджеры, стоящие “под” главой предприятия, контролируют следующий, также нижестоящий, уровень руководителей.
О том, что такое уровни управления предприятием и какова структура иерархической пирамиды, рассказываем ниже.
Организация управления предприятием
Различают два основных типа организационных структур, влияющих на ступени иерархии: вертикальная и горизонтальная. Тип структуры часто зависит от масштаба компании.
Вертикальная структура управления
В вертикальной структуре чётко выражена иерархия: чем выше должность, тем больше полномочий, ответственности и подчиненных.
Например, во главе организации стоит CEO или совет директоров. Ниже, в середине, находятся менеджеры высшего звена (например, заместители главы компании). Далее на пирамиде располагаются менеджеры среднего звена (руководители департаментов), ниже — менеджеры низшего звена (начальник службы, руководитель группы и т.д.), а в самом основании — исполнители.
В крупных предприятиях часто вертикальная структура состоит из большего числа уровней: создаются различные департаменты, отделы, бюро и другие службы. В каждой из них есть свой руководитель.
Преимущества структуры
- Единые стандарты
- Прописанные роли и полномочия, понятная и прозрачная структура взаимодействия между руководителем и подчиненными
- Высокий уровень контроля
- Больше возможностей для делегирования задач, чем в горизонтальной структуре
Недостатки структуры:
- Много иерархических уровней, из-за чего понимание целей компании у сотрудников разных отделов не всегда совпадает
- Большие сроки согласования документов и принятия решений, отсутствие гибкости
- Невозможность существования без сильного главы компании
- Низкий уровень мотивации у работников
Горизонтальная структура управления
Горизонтальную структуру чаще всего бывает в небольших компаниях или стартапах: её главная цель – минимизировать бюрократию для ускорения процесса согласования документов, принятия решений, повышения гибкости компании. Горизонтальная структура предполагает и повышенную инициативность, креативность исполнителей.
Все основные связи — горизонтальные, поэтому взаимодействие между группами исполнителей должно быть хорошо организовано, но часто это сделать трудно:: у исполнителей разных отделов могут быть противоположные взгляды на одну и ту же задачу, что может приводить к конфликтам.
При расширении организации уровни управления часто усложняются, как и взаимодействие между группами исполнителей: появляются департаменты, отделы, новые звенья в пирамиде. Поэтому со временем горизонтальная структура часто превращается в вертикальную.
Преимущества структуры:
- Решения принимаются быстро
- Поощряется инициатива и креативность сотрудников
- Более тесная коммуникация между руководителем и подчиненными
- Бюрократии и формализма меньше, чем в вертикальной структуре
- Высокий уровень мотивации, командный дух
Недостатки:
- “Размытые” полномочия и зоны ответственности
- Межфункциональное взаимодействие порождает конфликты
- Низкий уровень контроля, что может приводить к ошибкам исполнителей
- Зависимость компании от некоторых сотрудников и сложности в найме
Какие уровни управления существуют
Сколько существует иерархических уровней менеджмента? Всё зависит от масштаба организации. Чаще всего выделяют три главные ступени в иерархии.
Высшее руководящее звено
К высшему уровню относятся представители топ-менеджмента: руководители, которые отвечают за развитие компании и стратегическое планирование. Верхний уровень менеджмента может состоять из нескольких ступеней: например, глава компании и его заместители, президент и вице-президенты. Главное отличие вышестоящего звена – руководители практически не контактируют с рядовыми сотрудниками и даже с менеджерами низшего звена.
Менеджеры среднего звена
Эти руководители связывают между собой вышестоящих и функциональных менеджеров. Это могут быть: менеджер департамента маркетинга, финансовый и технический директора, руководитель отдела.
В отличие от всех начальников, стоящих ниже, менеджеры среднего звена имеют голос в процессе принятия решения вышестоящим руководством: без их участия и понимания внутренних процессов эффективное управление компанией невозможно. Также менеджеры обладают более подробной информацией о том, что происходит в компании, так как контактируют и с руководящим звеном, и с нижестоящими руководителями.
Менеджеры низшего звена
Руководители низшего уровня отвечают за операционное управление. Например, руководители отдела дизайна и верстки, креативного отдела, группы аналитиков. Это и есть менеджеры среднего звена, которые непосредственно занимаются рутинными задачами. Ниже них только исполнители.
Особенности менеджеров низшего звена
В отличие от вышестоящих менеджеров, руководители низшего звена общаются с подчиненными работниками каждый день и часто выполняют те же обязанности, что и они, но имеют больше прав и ответственности. Поэтому для формирования своего авторитета уже не подходит авторитарная форма общения с подчиненными. Менеджеры должны уметь работать с людьми, развивать доверительные отношения с ними, нематериально мотивировать работников. Часто они становятся наставниками и занимаются обучением новичков.
Как анализировать уровни управления предприятием
Чтобы взаимодействие в организации выстраивалось эффективно, а компания достигала нужных результатов, необходимо регулярно проводить анализ всех уровней менеджмента: насколько оперативно принимаются решения, соответствуют ли цели отделов стратегическим целям организации, есть ли возможности для профессионального роста сотрудников и т.д.
Что анализируется:
- Работа компании и конкретных отделов. Эффективность оценивается по главным метрикам – маржинальность, количество клиентов, процент выполнения плана продаж, уровень производительности и другим метрикам.
- Организационная структура. Нужно определить структуру департаментов и отделов, а также состав выполняемых функций управления. При этом устанавливается список выполняемых сотрудниками подразделений функциональных операций, а также их периодичность и время, затрачиваемое на их выполнение, определяется целесообразности выполнения тех или иных функций и вносятся предложения по их перераспределению.
- Бизнес-процессы. Анализируются “узкие” места процессов и вносятся предложения по их устранению. Также составляются подробные описания ролей, их ответственностей и полномочий.
- Техническая часть. Проверяется, насколько автоматизированы процессы, сколько времени уходит на осуществление рутинных операций, с помощью каких инструментов можно снизить затраты на контроль.
Подписывайтесь на наш телеграм канал, чтобы быть в курсе современных методов и инструментов в области управления проектами и изменениями.