+7 (926) 827 3222
13 мая 2024

Что такое уровни управления

Для кого:
  • Владельцы бизнеса
  • Руководители проектного офиса
  • Руководители проектов
Знания и навыки:
  • Управление
  • Организационная структура
Время на чтение:
  • 5 минут

Уровни управления в организации — это ступени иерархической структуры, которая обеспечивает порядок, а также распределение ответственности и полномочий между сотрудниками. Во главе структуры стоит тот, кто управляет компанией: генеральный или исполнительный директор, которому подчиняются управленцы нижестоящего уровня. Менеджеры, стоящие “под” главой предприятия, контролируют следующий, также нижестоящий, уровень руководителей.

О том, что такое уровни управления предприятием и какова структура иерархической пирамиды, рассказываем ниже.

Организация управления предприятием

Различают два основных типа организационных структур, влияющих на  ступени иерархии: вертикальная и горизонтальная. Тип структуры часто зависит от масштаба компании. 

 

Вертикальная структура управления

В вертикальной структуре  чётко выражена иерархия: чем выше должность, тем больше полномочий, ответственности и подчиненных.

Например, во главе организации стоит CEO или совет директоров. Ниже, в середине, находятся менеджеры высшего звена (например, заместители главы компании). Далее на пирамиде располагаются менеджеры среднего звена (руководители департаментов), ниже — менеджеры низшего звена (начальник службы, руководитель группы и т.д.), а в самом основании — исполнители.

В крупных предприятиях часто вертикальная структура состоит из большего числа уровней: создаются различные департаменты, отделы,  бюро и другие службы. В каждой из них есть свой руководитель.

Преимущества структуры

  • Единые стандарты
  • Прописанные роли и полномочия, понятная и прозрачная структура взаимодействия между руководителем и подчиненными
  • Высокий уровень контроля
  • Больше возможностей для делегирования задач, чем в горизонтальной структуре

Недостатки структуры:

  • Много иерархических уровней, из-за чего понимание целей компании у сотрудников разных отделов не всегда совпадает
  • Большие сроки согласования документов и принятия решений, отсутствие гибкости
  • Невозможность существования без сильного главы компании
  • Низкий уровень мотивации у работников

 

Горизонтальная структура управления

Горизонтальную структуру чаще всего бывает в небольших компаниях или стартапах: её главная цель – минимизировать бюрократию для ускорения процесса согласования документов, принятия решений, повышения гибкости компании. Горизонтальная структура предполагает и повышенную инициативность, креативность исполнителей.

Все основные связи — горизонтальные, поэтому взаимодействие между группами исполнителей должно быть хорошо организовано, но часто это сделать трудно:: у исполнителей разных отделов могут быть противоположные взгляды на одну и ту же задачу, что может приводить к конфликтам.

При расширении организации уровни управления часто усложняются, как и взаимодействие между группами исполнителей: появляются департаменты, отделы, новые звенья в пирамиде. Поэтому со временем горизонтальная структура часто превращается в вертикальную. 

Преимущества структуры:

  • Решения принимаются быстро
  • Поощряется инициатива и креативность сотрудников
  • Более тесная коммуникация между руководителем и подчиненными
  • Бюрократии и формализма меньше, чем в вертикальной структуре
  • Высокий уровень мотивации, командный дух

Недостатки:

  • “Размытые” полномочия и зоны ответственности
  • Межфункциональное взаимодействие порождает конфликты
  • Низкий уровень контроля, что может приводить к ошибкам исполнителей
  • Зависимость компании от некоторых сотрудников и сложности в найме

Какие уровни управления существуют

Сколько существует иерархических уровней менеджмента? Всё зависит от масштаба организации. Чаще всего выделяют три главные ступени в иерархии.

 

Высшее руководящее звено

К высшему уровню относятся представители топ-менеджмента: руководители, которые отвечают за развитие компании и стратегическое планирование. Верхний уровень менеджмента может состоять из нескольких ступеней: например, глава компании и его заместители, президент и вице-президенты. Главное отличие вышестоящего звена – руководители практически не контактируют с рядовыми сотрудниками и даже с менеджерами низшего звена.

 

Менеджеры среднего звена

Эти руководители связывают между собой вышестоящих и функциональных менеджеров. Это могут быть: менеджер департамента маркетинга, финансовый и технический директора, руководитель отдела. 

В отличие от всех начальников, стоящих ниже, менеджеры среднего звена имеют голос в процессе принятия решения вышестоящим руководством: без их участия и понимания внутренних процессов эффективное управление компанией невозможно. Также менеджеры обладают более подробной информацией о том, что происходит в компании, так как контактируют и с руководящим звеном, и с нижестоящими руководителями.

 

Менеджеры низшего звена

Руководители низшего уровня отвечают за операционное управление. Например, руководители отдела дизайна и верстки, креативного отдела, группы аналитиков. Это и есть менеджеры среднего звена, которые непосредственно занимаются рутинными задачами. Ниже них только исполнители.

Особенности менеджеров низшего звена

В отличие от вышестоящих менеджеров, руководители низшего звена общаются с подчиненными работниками каждый день и часто выполняют те же обязанности, что и они, но имеют больше прав и ответственности. Поэтому для формирования своего авторитета уже не подходит авторитарная форма общения с подчиненными. Менеджеры должны уметь работать с людьми, развивать доверительные отношения с ними, нематериально мотивировать работников. Часто они становятся наставниками и занимаются обучением новичков.

Как анализировать уровни управления предприятием

Чтобы взаимодействие в организации выстраивалось эффективно, а компания достигала нужных результатов, необходимо регулярно проводить анализ всех уровней менеджмента: насколько оперативно принимаются решения, соответствуют ли цели отделов стратегическим целям организации, есть ли возможности для профессионального роста сотрудников и т.д.

 

Что анализируется:

  • Работа компании и конкретных отделов. Эффективность оценивается по главным метрикам – маржинальность, количество клиентов, процент выполнения плана продаж, уровень производительности и другим метрикам.
  • Организационная структура. Нужно определить структуру департаментов и отделов, а также состав выполняемых функций управления. При этом устанавливается список  выполняемых сотрудниками подразделений функциональных операций, а также их периодичность и время, затрачиваемое на их выполнение, определяется целесообразности выполнения тех или иных функций и вносятся предложения по их перераспределению.
  • Бизнес-процессы. Анализируются “узкие” места процессов и вносятся предложения по их устранению. Также составляются подробные описания ролей, их ответственностей и полномочий. 
  • Техническая часть. Проверяется, насколько автоматизированы процессы, сколько времени уходит на осуществление рутинных операций, с помощью каких инструментов можно снизить затраты на контроль. 

 

Подписывайтесь на наш телеграм канал, чтобы быть в курсе современных методов и инструментов в области управления проектами и изменениями.

Авторы статьи:
Андрей Малахов
Прокомментировать статью
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Прокомментировать статью
Текст сообщения
Имя, Отчество, Фамилия
Email

Комментарий успешно отправлен

Произошла ошибка при отправке. Попробуйте еще раз

Подписаться на рассылку
Высылаем анонсы статей и полезные материалы

Нажимая на кнопку "Подписаться", вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Смотрите также:
26 Сен 2024
Как единый стандарт управления проектами помогает бизнесу расти
Рассказываем кейс: как мы перепрошили систему управления проектами в компании заказчика на основе разработанного нами метода управления проектами Парацельс ПМ, которая позволила в корне изменить систему онбординга и подготовить компанию к быстрому росту.
16 Сен 2024
Что такое скрам-доска
Что такое Scrum доска, где и как применяется, в чем ее особенности и отличия от визуализации в канбан, читайте в этой статье.
16 Сен 2024
Как создать план проекта в Scrum
Что из себя представляет планирование в Scrum и из каких шагов состоит данный процесс, читайте в этой статье.
Наверх
Здравствуйте! Если возникли вопросы, мы на связи.
Скопировано в буфер обмена