Как коммуникации убивают желание работать
- Владельцы бизнеса
- Руководители
- Специалисты
- Коммуникации
- Постановка задач
- Тайм-менеджмент
- 7 минут
Друзья, часто ли вам приходится работать сверхурочно? И понятны ли причины, по которым это происходит? Мы провели опрос на эту тему и выяснили, что 33 из 43 опрошенных постоянно перерабатывают, а самая распространенная причина это частые совещания в течение рабочего дня. Чтобы выполнить свои основные обязанности, приходится работать вечерами, ранним утром и по выходным.
Может бы вы замечали, как много удается сделать во время поездки в самолете или поезде, а ещё в выходной, когда можно открыть ноутбук и просто работать, не отвечая на бесконечные звонки и сообщения, не участвуя в постоянных онлайн-встречах? Очень сложно делать дела, когда ты постоянно вынужден переключаться.
Каждый в нашей команде может «похвастаться» целым набором историй о том, как бессмысленные совещания перетекая одно в другое выжимали все соки и отбирали не только рабочее время, но существенно снижали мотивацию работать. Переосмыслив свой опыт, мы сформулировали несколько правил, которыми и хотим поделиться сегодня.
С чего начать?
Рассказать о проблеме
И не просто обсудить её с коллегами, а донести проблему до тех, кто способен её решить
Договориться о правилах коммуникаций
Правила могут быть негласными, но если это не работает — зафиксируйте их. И сделайте это цивилизованно и централизованно.
Правила должны быть:
- понятны каждому
- приняты всеми
- выполнимыми и выполняемыми
Если какое-то правило не работает, значит его нужно пересмотреть — скорее всего оно неудобно.
Какие правила?
С помощью чего общаетесь и как.
Определите перечень используемых вами способов, например:
- мессенджеры,
- таск-трекер,
- пространство для совместной работы (miro или whiteboard),
- электронная почта,
- видеоконференции,
- оффлайн совещания,
- телефон и тд.
Укажите, какой способ для чего используется, а для чего его использовать нельзя. Например, мессенджеры хороши для срочной, короткой коммуникации, которая не требует специальной подготовки: уточнить у коллеги, когда удобно встретиться или готова ли порученная задача.
А вот использовать мессенджеры для постановки задач нужно с осторожностью: велики шансы, что задача не будет понята и принята должным образом и в лучшем случае к вам придут с уточнением, а в худшем сделают не то.
Правила могут быть негласными, но если это не работает — зафиксируйте их. И сделайте это цивилизованно и централизованно
Скорость реакции
Например, на email нужно отвечать не реже чем один раз в день, а на сообщение в мессенджере реагировать сразу же, если оно адресовано вам.
Запреты
Если надоело переслушивать пятиминутные аудио-сообщения в поиске одной единственной фразы или вы устали от бессмысленных совещаний, потому что коллеги подключаются к видеоконференции без возможности обсуждать, то определите это как коммуникационное табу.
Особенности этикета
Такие мелочи как звонки во вне рабочее время, отсутствие приветствия в сообщении и выключенная камера на видеоконференции часто становятся причиной напряженных отношений в команде. Поэтому, чтобы сделать общение максимально комфортным, для каждого из способов коммуникации нужно определить непреложные правила этикета и следовать им.
Внезапные совещания
Сцена из моей прошлой жизни: прихожу утром на работу, планирую день. Открываю календарь
— встреч нет, а это значит, что сегодня наконец-то можно сделать то, что должна и даже вписаться в дедлайны. Погружаюсь в работу и вдруг звонок, на том конце провода шеф, который ждет на совещании. Но как такое возможно? Я же проверила календарь! “Да мы собственно только что поняли, что ты нам тут нужна, подходи”, добавляет шеф и кладет трубку. Отрицание, гнев, торг. Занавес.
В таких ситуациях к тому, что у тебя отнимают драгоценное время, добавляется ещё и раздражение от того, как это происходит. Твоё время не ценится и ты не в состоянии его планировать.
Если у вас случается подобное, то рекомендуем вам договориться о том, как приемлемо действовать в подобных ситуациях. Например, если на встречу приглашают меньше чем за три часа до её начала, то вы вправе отказаться от участия и не чувствовать себя виноватым, груз ответственности в данном случае ложится на того, кто планирует совещание и не включает нужных участников сразу.
Конечно, не всё так однозначно и существуют вопросы, которые требуют срочного обсуждения,
но согласитесь, если такие вопросы возникают пару раз в неделю, это повод для беспокойства.
Чтобы сделать общение максимально комфортным, для каждого из способов коммуникации нужно определить непреложные правила этикета и следовать им
Ещё парочка хороших практик.
“Я занят”
Сложно сосредоточится на каком-то деле, когда тебя отвлекают постоянными звонками, сообщениями или личными визитами. Определите какой-нибудь знак занятости: статус в рабочем чате, флажок на рабочем столе или что-то другое в этом духе и используйте этот знак тогда, когда нужно интенсивно и сосредоточенно поработать.
“Библиотечные дни”
Если вы работаете в офисе, то отвлекать от работы вас могут не только звонки, сообщения и визиты лично к вам, но и к вашим коллегам. Ещё сложнее если ваши коллеги решают совершенно другие задачи. Например, вы юрист, который составляет договоры, а ваши соседи по кабинету сотрудники отдела продаж, которые постоянно громко и с жаром говорят по телефону. Вероятнее всего ваша продуктивность упадет, а ещё есть вероятность возникновения конфликтов.
Одна американская частная компания Basecamp, разработчик прикладного программного обеспечения в области управления проектами, установила в одном из своих филиалов библиотечное правило, которым поделились Джейсон Фрайд и Дэвид Хэнссон в книге “Не сходите с ума на работе”.
Суть правила такова, что в кабинетах, где трудятся сотрудники тихо, как в библиотечном зале.
Если коллеги хотят что-то обсудить, то они делают это шепотом, чтобы не мешать остальным. А если нужно обсудить что-то в полный голос, то всегда можно удалиться в переговорную, специально отведенную для этих целей.
Возможно жить каждый день по этому правилу покажется сложно, но сделать один день в неделю библиотечным вполне реально и очень полезно.